Установка тахографа: обязательная процедура или лишние хлопоты?
Согласно последним изменениям в законе, некоторые типы транспортных средств должны быть оснащены тахографами для контроля. Нарушение этого требования влечет за собой наложение штрафов на владельцев автомобилей. Реакция водителей и владельцев автомобилей на это новшество была разнообразной; многие не одобрили его, считая это лишней головной болью и способом извлечения дополнительной прибыли.
В этой статье мы рассмотрим все детали в хронологическом порядке: почему и когда требуется устанавливать тахограф, как он работает, какие есть преимущества и недостатки, и сколько стоит установка и использование этого прибора.
Зачем нужен тахограф и как он работает?
Тахограф - это контрольный прибор, устанавливаемый на борту автомобиля для регистрации основных параметров движения. Его используют для отслеживания движения транспортного средства, а также для контроля хода работы водителя (время, затраченное на работу и отдых). Тахограф записывает информацию о транспортном средстве в память и хранит ее там определенное время.
Также тахограф позволяет определить, с какой скоростью движется автомобиль, какой путь был пройден за определенный период времени, сколько часов водитель затратил на работу и отдых и многие другие параметры.
Для того чтобы тахограф работал, он подключается к электросети автомобиля, а для своей работы он использует датчик перемещения, приемник GPS/Glonass для мониторинга местоположения автомобиля, модуль GPRS для передачи данных и блок криптографической защиты.
Тахограф можно установить в любой автомобиль, который используется с коммерческой целью. Например, контрольные устройства обязательно устанавливаются на автобусы и грузовые автомобили, вес которых превышает 3,5 тонны. Однако, некоторые виды транспорта оснащать тахографом не требуется, например такси или спецтехника.
Важным преимуществом тахографа является то, что он защищен от редактирования и считывания посторонними лицами. Доступ к данным в памяти устройства имеют только владельцы персональных электронных ключей-карт. Например, водители могут вводить и редактировать данные, а представители контролирующих органов – считывать информацию о допущенных нарушениях.
Цифровые тахографы, которые обеспечивают защиту от несанкционированного доступа, считаются более современными и практически не имеют недостатков. В настоящее время все новые транспортные средства, если по закону требуется установка такого устройства, оснащаются цифровыми приборами.
Таким образом, тахограф – это незаменимый контрольный прибор для коммерческих перевозок. Благодаря ему возможна отслеживание движения автомобилей и контроль хода работы водителей, а также обеспечивается защита информации о пути движения и времени работы водителя.
Как мы уже узнали, установка тахографа является обязательной мерой по закону в некоторых ситуациях. Водители и собственники транспорта могут несколько раздражаться финансовыми затратами на эксплуатацию таких дорогостоящих приборов. Тем не менее, если обратиться к вопросу более взвешенно, можно увидеть, что в использовании тахографа существует множество преимуществ для всех заинтересованных сторон.
Так, устройство позволяет проследить местонахождение автомобиля в режиме реального времени благодаря модулю GPS/ГЛОНАСС. Кроме того, тахограф точнее определяет скорость, чем спидометр, и также контролирует, соблюдает ли водитель правила дорожного движения. В случае возникновения аварийных ситуаций, прибор позволит подтвердить правильность действий водителя.
Также тахограф записывает данные об использовании автомобиля в своей памяти на протяжении года, а на карте водителя сохраняются данные в течение 28 дней. Водители должны периодически считывать эти данные и передавать компании. Благодаря специальным программам, информация о маршрутах может быть обработана и проанализирована.
Тахограф также осуществляет контроль режима труда и отдыха водителя, сообщает ему, сколько времени осталось до конца рабочего дня или перерывов. В целях безопасности дорожного движения, законом предусмотрен максимально допустимый период непрерывной работы водителя, и прибор отслеживает и записывает продолжительность движения и перерывов.
Разумеется, не стоит забывать о том, что все данные, записанные тахографом, могут быть использованы в спорных ситуациях, при условии соблюдения правил установки и эксплуатации устройства. Показания прибора обладают юридической силой и могут стать аргументом в пользу водителя или автовладельца.
Конечно, использование тахографа также имеет отрицательные моменты. Один из них - цена. Приобретение и установка прибора обходятся довольно дорого, особенно это ощутимо при больших автопарках. Кроме того, модуль необходимо менять каждые три года.
Тем не менее, собственники транспорта и водители должны помнить, что тахограф предоставляет множество преимуществ, таких как контроль за транспортом в режиме реального времени, защиту от рисков, связанных с несоблюдением скоростного режима и усталости водителя, а также защиту в спорных ситуациях. Тахограф позволяет экономить средства, повышать производительность труда и повышать эффективность бизнеса.
Владельцы транспорта несут ответственность за оснащение своих транспортных средств тахографом. В связи с этим задаются вопросы по стоимости установки устройства и его комплектующих. Общая сумма установки тахографа зависит от стоимости самого прибора и цены работ по его монтажу и настройке.
Цена тахографа зависит от его марки и комплектации, включая наличие модема GPRS. В среднем, цены на приборы начинаются от 30 000 рублей. Стоимость работ по установке тахографа также зависит от комплекса выполняемых мероприятий и ценовой политики компании-исполнителя. Как правило, установка новых тахографов включает такие основные этапы, как активация модуля СКЗИ, подключение устройства к бортовой электросети автомобиля, настройка (или калибровка) и тестирование. Комплекс таких работ обойдется около 6 000-7 000 рублей. Если требуется замена датчика скорости и спидометра, стоимость услуг может вырасти до 13 000 рублей. Итого, цена на установку тахографа с учетом услуг по монтажу составляет от 35 000 до 45 000 рублей.
Также, согласно приказу №36 Минтранса, каждые три года необходимо производить поверку (повторную калибровку) тахографа. Поверка оценивается в 2000 рублей. Все расходы на обслуживание тахографа также включают замену блока СКЗИ, которая должна осуществляться один раз в три года.
Тахограф является полезным устройством для контроля над работой водителей и обеспечения безопасности на дорогах. Применение этого прибора оправдано, если учитывать его ценные функции, несмотря на дополнительные расходы на установку и обслуживание.
Фото: freepik.com