Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение
Связанное с нарушением социальной адаптации, речевой функции и психического развития заболевание, известное как аутизм, становится все более распространенным. Даже несмотря на то, что происхождение этого заболевания до конца не ясно, ранняя диагностика и лечение имеют большие шансы на успех. Основная цель терапии заключается в обучении и социализации ребенка.
Согласно статистике, в США пропорция детей, страдающих аутизмом, составляет одного ребенка на 88 (или одного аутиста на 52 мальчика и 250 девочек). Возрастающее количество случаев аутизма вызывает серьезные опасения, но специалисты все еще не могут объяснить, что вызывает эту проблему.
В России официальных данных по этому поводу нет, поскольку такой учет не ведется, но по приблизительным оценкам, их число составляет десятки тысяч. Проблема диагностики и коррекции аутизма становится в первую очередь задачей родителей, так как медицинские учреждения России не мотивированы на это дело.
Специалисты утверждают, что аутизм является многофакторной проблемой, и нет одной единственной причины, которая могла бы вызвать это заболевание.
Перечисляются следующие факторы, которые, возможно, могут быть стимулами для проявления аутизма:
- Генетические модификации;
- Органические поражения центральной нервной системы, такие как, например, аномальное развитие отделов мозга или энцефалит;
- Гормональные сбои и нарушение обмена веществ;
- Воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
- Ртутное отравление, включая получение ребенком вакцинации;
- Чрезмерное употребление антибиотиков;
- Химическое воздействие на организм матери в период беременности.
Однако, до сих пор не удалось установить конкретные причины, вызывающие аутизм в детском возрасте. Но перспектива наследственной предрасположенности к данному заболеванию означает, что любое значительное воздействие на ребенка может привести к возникновению аутизма, включая сильный стресс или перенесенную инфекцию.
Родителям, воспитывающим ребенка-аутиста, необходимо проявлять особое терпение и последовательность в процессе его обучения и воспитания. Для создания спокойной обстановки в доме следует заботиться не только о ребенке, но и о собственном психическом состоянии, отдыхая и проконсультируясь с психологом относительно правильного воспитания и развития ребенка.
Родители должны помочь аутисту адаптироваться в обществе не только дома, но и в других местах, таких как улица, детский сад или школа. Упорно и мягко преодолевая сопротивление ребенка и его нежелание общаться, родители должны показать, что общение словами, игры со сверстниками и другие виды общения возможны для него.
В этом процессе родительская поддержка и помощь играют ключевую роль в деле воспитания и адаптации ребенка с аутизмом.
Медикаментозного способа лечения аутизма не существует. Его можно использовать только для устранения отдельных симптомов.
Основное применение медикаментов при аутизме – устранение неприемлемых поведенческих реакций: аутоагрессия, агрессия, депрессия, обсессивно-компульсивные расстройства, повышенная двигательная активность. В этих случаях используют нейролептики и психостимуляторы.
Однако не следует злоупотреблять психотропными препаратами при аутизме. Лечение, подавляющее признаки аутизма у детей и делающее их жизнь внешне безопаснее, может привести к дальнейшей регрессии интеллектуальных и речевых способностей.
Дисбактериоз, вызванный неправильной работой кишечника у детей с аутизмом, может быть лечен пробиотиками, которые восстанавливают полезную микрофлору в кишечнике.
Недостаток витаминов, минералов и некоторых аминокислот может быть исправлен приемом лекарственных комплексов, содержащих витамины: С, Е, В6, В12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; кислоты: фолиевую и липоевую.
Терапия полинасыщенными жирными кислотами омега-3, содержащимися в льняном семени, рыбьем жире, снижает раздражительность в кишечнике и успокаивает психику.
Гормон секретина, не производимый поджелудочной железой больного, может помочь улучшить его общее состояние и концентрацию внимания.
Нормализация стула и лучшее усвоение пищи могут быть достигнуты путем использования пищеварительных ферментов.
Лечение антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными средствами может быть необходимым из-за обилия дрожжевых грибков и патогенных бактерий, малой сопротивляемости организма и дисбактериоза.
Определенные случаи аутизма могут требовать иммуностимулирующей терапии, а дети, страдающие аутоиммунными заболеваниями, могут потребовать особенного лечения с использованием стероидов и иммуноглобулинов.
Высокое содержание тяжелых металлов в организме иногда требует выведения их из организма при помощи специальных препаратов, таких как димеркаптосукциновая кислота (DMSA), при использовании процедуры хелирования.
Существует специфический режим питания, который может помочь при проявлениях аутизма. Для этого необходимо следовать нескольким простым правилам:
- Исключите из своего рациона пищу, содержащую казеин (молоко) и глютен (пшеницу, рожь, овес, ячмень).
- Избегайте продуктов, содержащих консерванты и красители.
- Придерживайтесь бездрожжевой диеты.
- Снизьте потребление сахара.
- Увеличьте количество пищи, содержащей клетчатку.
- Пейте много воды.
- Отдавайте предпочтение белковой пище перед углеводной.
Соблюдение этого режима питания может существенно облегчить проявления аутизма.
Дети с аутизмом могут испытывать серьезный дисбаланс в содержании многих веществ вне зависимости от того, какую диету они придерживаются. Среди основных проблемных элементов - дефицит таких витаминов, как A, E, C, B6, B12, B3, а также нехватка фолиевой кислоты, магния, таурина и микроэлементов вроде цинка, селена, марганца, молибдена, хрома и ванадия. Кроме того, уровень адреналина, норадреналина, дофамина и концентрация опиатоподобных гормонов могут отличаться от нормы. Высокое содержание ртути, олова, алюминия, мышьяка и сурьмы также входят в список возможных отклонений.
Лечение аутизма у детей должно быть очень индивидуальным и как лекарственное, так и поведенческое. Перед началом употребления лекарств необходимо провести тесты для выявления сопутствующих аутизму проблем, поскольку только врач сможет определить, какие лекарства в каждом конкретном случае будут наиболее эффективны. Эффективность диеты и медикаментозной терапии следует отслеживать, поскольку они далеко не всегда помогают всем детям.
Для своевременного выявления аутизма у ребенка, родители должны внимательно наблюдать за его поведением и зафиксировать все нетипичные для детей этого же возраста проявления. Аутизм - это группа заболеваний, которые имеют общие симптомы, и эти симптомы становятся особенно заметными, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет. Ниже приведены основные признаки этого расстройства:
- Нарушение речи. Дети-аутисты могут значительно отставать от своих сверстников в развитии речи или не говорить вовсе. В возрасте до 12 месяцев такие дети не гуляют, могут издавать одни и те же звуки. В 2 года их словарный запас крайне беден - порядка 15 слов, а к 3 годам они почти не способны сочетать слова. Тем не менее, дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы, применять неологизмы, хотя многие из них не используют речь для общения. Они предпочитают описывать себя в третьем лице.
- Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь - с родителями. Дети с аутизмом редко смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Кроме того, аутисты часто противятся попыткам взять их на руки, приласкать. Они не замечают, что к ним кто-то обращается.
- Проблемы в социализации. Дети, страдающие аутизмом, испытывают дискомфорт, когда находятся среди других людей. В результате, они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, не понимают эмоции других людей и правила игр. Аутисты предпочитают уединение, что экранирует их от переживаний, вызванных неспособностью общаться со своим окружением.
- Приступы агрессии. Любое расстройство или неудача может вызвать у детей-аутистов вспышку гнева, истерику или физическую агрессию. У 30% таких детей подобное поведение может быть направлено на самих себя.
- Слабый интерес к игрушкам. Дети с аутизмом не знают, как играть с разными предметами, не могут изобразить одни предметы с помощью других, что связано со слабым развитием абстрактного мышления. Они не могут выполнить действия, которые требуют символического мышления, например, заменить ложку палочкой или залить пустую чашку игрушечного чайника. Кроме того, дети-аутисты часто не разделяют общеизвестную привязанность к игрушкам и играют нестандартно: например, крутят колесо игрушечной машинки вместо того, чтобы катать ее.
- Стереотипное поведение и боязнь перемен. Аутисты склонны к повторению одних и тех же действий на протяжении долгого времени, например, бегать по кругу, вертеть какую-то вещь или смотреть на вращающиеся объекты. Они придерживаются строгого распорядка и правил, действовать по-другому для них сложно и вызывает сильный стресс. Переезд в другую квартиру или ребрендинг бренда могут сильно нарушить их жизнь и вызвать реакцию в виде агрессии или истерики.
Все случаи заболевания детским аутизмом являются уникальными и индивидуальными. У некоторых детей аутизм может проявляться через все перечисленные симптомы, в то время как у других он может проявляться только через некоторые особенности поведения и речи. Существуют и более легкие формы заболевания, при которых аутисты заканчивают школу, создают семью и работают. Такие случаи распространены в США и на Западе, где аутизм быстро диагностируется докторами.
Детский аутизм можно распознать не только по поведенческим признакам, но и по физическим и физиологическим. Не все эти признаки встречаются у каждого ребенка, но все же существует тенденция к возникновению этих особенностей.
Некоторые из физических и физиологических признаков аутизма у детей включают в себя:
- Слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие.
- Судороги.
- Ослабленный иммунитет.
- Синдром раздраженного кишечника.
- Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ.
- Нарушение функций поджелудочной железы.
Диагностика аутизма у детей: ключевые моменты
Определение аутистического спектра расстройств у детей возможно, если обнаружены трое из следующих симптомов: трудности в социальном взаимодействии, коммуникативные нарушения и повторяющееся, стереотипное поведение. Особенно важно учитывать, что при детском аутизме (классическом) все эти признаки проявляются в первые три года жизни ребенка.
Для более точного выявления аутизма у детей используется две международные классификации психических расстройств и заболеваний: МКБ-10 и DSM-5. Для точной медицинской диагностики необходимо наличие у ребенка не менее шести симптомов.
Для подтверждения диагноза специалист по данным видам заболеваний или нейропсихолог проводит исследование. Родители также указывают на особенности поведения ребенка и отвечают на вопросы из Опросника для диагностики аутизма (ADI-R). Для получения более детальной информации используется шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS). Если ребенка госпитализируют, то используют Оценочную шкалу детского аутизма (CARS). Эти базовые методы диагностики активно применяются в США и Европе.
В России имеется сложная ситуация с диагностикой детского аутизма, что обусловлено недостатком стандартов и соответствующем обучении медицинских специалистов. Часто врач-педиатр не в состоянии заподозрить аутизм на основании нетипичного поведения ребенка, а родители зачастую не сообщают о подобных фактах.
При подозрении на наличие детского аутизма требуется прохождение медицинской комиссии, где, помимо лечащего врача, присутствовать должны невролог, психиатр, психолог, а в идеале - специалист по болезням аутистического спектра, а также родители и воспитатели, если ребенок посещает детский сад.
В процессе диагностики аутизма возможны трудности дифференциации его с другими заболеваниями, что актуально, особенно в раннем детском возрасте. Еще одной проблемой российской медицины является путаница в диагнозах. Это серьезная проблема, поскольку лечение аутизма сильно отличается от методов лечения умственной отсталости или шизофрении. Неправильное лечение может повлечь за собой негативные последствия и лишить ребенка аутиста возможностей на нормальную жизнь.
Дифференциальная диагностика аутизма против других заболеваний
В настоящее время детский аутизм, также известный как синдром Каннера, является самой распространенной разновидностью расстройств аутистического спектра (РАС). Однако он отличается от других форм РАС, таких как синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм. Несмотря на то, что синдром Аспергера более легкий по сравнению с детским аутизмом, пациенты по-прежнему испытывают трудности в общении и понимании других людей. Высокофункциональный аутизм также отличается от классического аутизма нормальным уровнем IQ у больных.
Еще один вид РАС - детское дезинтегративное расстройство (ДДР), также известное как регрессивная форма аутизма. Хотя это наиболее опасный вид аутизма, наблюдается наибольший рост заболеваемости. ДДР обычно обнаруживается после 4 лет, когда в развитии ребенка не наблюдается серьезных отклонений, а затем резко появляются симптомы аутизма, а затем регресс развития. С помощью усиленной терапии можно помочь ребенку и в этом случае.
Если ребенок не смотрит в глаза другим людям, ведет себя отстраненно и не отвечает на вопросы, то следует проверить, все ли в порядке с его органами чувств, особенно если отсутствует ритуальное поведение. Нарушение слуха и зрения может быть другой возможной причиной этих симптомов.
У детей, страдающих умственной отсталостью, упрощается взаимодействие с миром. Они легче находят эмоциональный контакт, играют с игрушками и не проявляют склонность к однообразным движениям в раннем детском возрасте. В отличие от аутизма, у детей с умственной отсталостью отсутствуют специфические речевые расстройства.
Шизофрения довольно сложна в дифференциации с аутизмом, из-за схожести их симптомов. Тем не менее, детская шизофрения является гораздо более редким заболеванием, которое возникает после трехлетнего возраста. Галлюцинации, бредовые состояния проявляются у детей с шизофренией, однако их интеллект и речь страдают меньше, чем у детей с аутизмом.
Психическая и физическая отсталость вызывается госпитализмом (депривационный синдром), заболеванием, которое возникает из-за изоляции ребенка от матери. Дети, которые с рождения находятся в детских домах, или страдают от равнодушия и холодности своих родителей, подвержены этому заболеванию.
Чем раньше у ребенка будет выявлен аутизм, тем больший эффект даст терапия заболевания, помогая ребенку стать частью социума.
Как лечить и корректировать аутизм у детей: методы и программы
Существует множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как бороться с аутизмом у детей. Среди наиболее популярных в мире можно отметить «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (Floor Time), ТЕАССН и другие разработки из США. Во всех случаях терапия строится на обучении детей определенным сценариям поведения, а также активном общении с ними. Ключевую роль в успехе лечения играют усилия родителей.
В нашей стране специалистов, занимающихся аутистами по существующим поведенческим методикам, пока немного. Тем не менее, найти компетентного психиатра обязательно следует. Коррекционные учебно-воспитательные учреждения обычно не уделяют достаточного внимания этой категории детей, хотя работа с аутизмом должна проводиться комплексно: и в кабинете психиатра, и в школах, и в детских садах. Независимо от места жительства, индивидуальная терапия всегда требует заботы со стороны родителей.
Для коррекции аутизма у детей родителям следует придерживаться нескольких основных рекомендаций:
- Для привития необходимых жизненных навыков необходимо частое повторение одних и тех же действий. Даже если ребенок уже научился чему-то, например, чистке зубов, важно повторять урок с ним снова и снова.
- Важен строгий режим дня у аутиста, который следует соблюдать без исключений.
- Нельзя допустить резких изменений в обстановке и привычках ребенка.
- Регулярное общение с ребенком и проведение с ним максимально возможного времени являются необходимыми.
- За контактом с ребенком можно научиться при помощи постоянных повторений и обращений к нему, однако, не стоит повышать голос, ругать или наказывать ребенка.
- При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
- В случае затруднений в речевом взаимодействии, возможен обмен карточками, картинками.
- Ребенка следует предупреждать о переутомлении и устраивать перерывы между занятиями и играми, давая ему возможность побыть в уединении.
- Регулярные физические упражнения помогают снять стресс и способствуют физическому развитию.
- Не стоит подавлять инициативу ребенка и торопить его выполнить определенные действия.
Фото: freepik.com