Начиная с 2020 года, в первый четверг ноября отмечается Международный день борьбы с насилием и травлей в школе — буллингом
Буллинг является формой травли, которая происходит в отношении одного из детей со стороны сверстников.
Буллинг является формой травли, которая происходит в отношении одного из детей со стороны сверстников. Он может выражаться через запугивание, издевательства и другие агрессивные действия. Как правило, буллинг проявляется тогда, когда существует некоторое неравенство.
По словам психолога Семейного центра «Дмитровский»Филипенко Ирины Викторовны, буллинг всегда является отражением внутренней боли и несчастья обидчика, который сам себе не понятен и чувствует себя плохо.
"Ощущение себя жертвой настолько невыносимо, что ребенку проще стать агрессором, чтобы не испытывать унижения и бессилия и временно облегчить свое состояние", - заявила эксперт.
Психолог уточнила, что дети, для которых насилие стало повседневностью, часто проявляют такое поведение: "Интересно, что обидчиками могут быть ребята, которые считаются успешными: первая красавица или самый популярный парень в классе. Это связано с тем, что мальчики и девочки, не ощущающие любви, уверенности и благополучия, стремятся к таким образцам. И когда они испытывают такие чувства внутри, им не нужно доказывать что-либо и проявлять агрессию. Конечно, это не оправдание, но понимание ситуации помогает работать с насильником".
Ирина Викторовна также напомнила, что для наступления травли требуется взрослый участник, такой как тренер, учитель или педагог, который скажет, что вина лежит на самой жертве, или продемонстрирует, что буллинг является допустимым и безнаказанным.
Что может считаться формой буллинга?
Буллинг в школьной среде не всегда проявляется физическим насилием, это уже является крайним вариантом, когда психическое давление не находит противодействия. Среди психологических форм насилия наиболее распространена словесная травля, которая выражается в оскорблениях, унизительных прозвищах, злобных или непристойных шутках в адрес одного ребенка, а также в различных формах насмешек. Распространение слухов и сплетен, как в школе, так и через Интернет, встречается реже. Одной из самых опасных форм буллинга, помимо прямого физического воздействия, является социальная изоляция, когда учащиеся намеренно игнорируют одного ребенка. Именно такая изоляция может привести к суицидальным попыткам, самоповреждению и психическим расстройствам.
Как распознать буллинг?
Буллинг обычно скрывается, дети стараются держать эти формы насилия в секрете. Это позволяет агрессору избежать наказания, а свидетелям остаться безответственными и без вины. Жертве часто стыдно или страшно обратиться за помощью и признаться в происходящем. Тем не менее, есть признаки, по которым можно догадаться, что ребенок стал жертвой буллинга:
-Появление непредсказуемых болей в области груди и живота;
-Недержание мочи;
-Нервные тики;
-Нарушение сна, кошмары, бессонница;
-Частые респираторные заболевания и другие проблемы со здоровьем;
-Изменения в аппетите (отсутствие или чрезмерное поглощение пищи);
-Усиление тревожности и беспокойства;
-Печальное настроение и длительное подавленное состояние;
-Избирательность и подчинение в поведении;
-Отсутствие желания общаться, желание проводить время в уединении и отказ от посещения школы.
Один признак не является подтверждением буллинга, но если присутствуют несколько симптомов из списка в течение продолжительного времени, необходимо поговорить с ребенком. Чем дольше продолжается буллинг, тем больше вероятность развития психических расстройств, тяжелой депрессии и риска самоубийства.
Как бороться с буллингом?
Проблема буллинга требует комплексного подхода для ее решения, поскольку сам ребенок не сможет справиться с ней. Рекомендуется немедленно обратиться к специалисту-психологу, чтобы получить консультацию о том, какие действия необходимо предпринять в каждой конкретной ситуации. Однако есть и общие рекомендации для всех, кто должен активно участвовать в процессе прекращения буллинга:
- Родители ребенка, ставшего жертвой, не должны обвинять его и спрашивать, как он мог допустить такое и почему он не сопротивляется. Кроме того, важно избегать чувства вины в связи с тем, что вы что-то сделали неправильно, ведь любой ребенок может оказаться в ситуации буллинга. Важно откровенно поговорить с ребенком, дать ему ощущение безопасности и принятия, чтобы он мог свободно рассказать о всех происходящих событиях. Используйте поддерживающие высказывания: "я верю тебе" (демонстрирует, что вы на его стороне), "мне жаль, что такое случилось" (показывает, что вы разделяете его чувства), "это не твоя вина", "хорошо, что ты обратился ко мне за помощью" (дает понимание, что ребенок правильно обратился за помощью и получит ее), "я сделаю все возможное, чтобы тебе не угрожала опасность" (поможет почувствовать защищенность). Обязательно стремитесь к доверительным отношениям с вашими детьми, чтобы они могли обратиться за помощью при первых признаках негативной ситуации и своевременно урегулировать ее без серьезных последствий.
- Родители детей-агрессоров должны обратить внимание на психологическую обстановку в своей семье в первую очередь. Чаще всего агрессию проявляют дети, сами подвергающиеся насилию или прошедшие через тяжелые психотравмирующие события в прошлом. Возможно потребуется консультация психотерапевта как для ребенка, так и для всей семьи в качестве системы. Также важно обратить внимание на особенности личности ребенка: если у него наблюдается сниженная эмпатия, недостаток социального интеллекта и психопатические черты, то необходимо установить четкие границы и ясные последствия за его действия, которые должны быть последовательно исполнены. Обязательно обратите внимание на окружение ребенка, чтобы выяснить, не подвергается ли он агрессии или насилию со стороны старшеклассников (насмешки, саркастические замечания, унизительные шутки).
- Учителя должны проходить специальную подготовку или самостоятельно обучаться дополнительным методикам предотвращения и прекращения буллинга в классе. Если уже возникла такая ситуация, то можно при наличии согласия жертвы и ее родителей вызвать агрессора и нескольких свидетелей на отдельный разговор. Не следует ругать и обвинять детей, необходимо объяснить, как жертва чувствует себя, а затем попросить придумать несколько вариантов решения, чтобы уменьшить негативные чувства жертвы. Дети должны почувствовать свою важность, чтобы начать делать что-то хорошее для жертвы, и раз в неделю сообщать об удачах своему учителю. Обычно через несколько недель ситуация становится более стабильной.
- Ребенок, который стал жертвой буллинга, должен получать информацию, которая поможет ему противостоять таким конфликтам. Чтобы получить своевременную помощь, необходимо рассказывать о случаях школьного насилия взрослым, которым вы доверяете, происходящих в классе или школе. Можно обратиться к психологу для повышения самооценки и уверенности, а также принять участие в дополнительных секциях, которые помогут почувствовать себя настойчивым, уверенным и сильным (или хотя бы демонстрировать такое поведение). Нельзя использовать ответную жестокость или еще большую агрессию как способ прекращения буллинга, так как это только усугубит опасность. Рекомендуется переводить каждую ситуацию в шутку, а чтобы это было проще, следует получить поддержку сверстников. Избегайте ситуаций, в которых другие дети издеваются над своими сверстниками, отклоняйте предложения принять в них участие и сообщайте взрослым о таких случаях, поскольку никто не находится в безопасности, даже если пока не стал жертвой, когда присутствует буллинг.
К сожалению, не все участники процесса могут захотеть сотрудничать и решать ситуацию с буллингом. Если классный руководитель или родители ребенка-буллера отказываются видеть проблему и решать ее, то единственным выходом будет сменить школу, уйти на дистанционное или домашнее обучение. Таким образом, ребенок будет изолирован из токсичной и разрушительной среды, однако, как показывает практика, на его место быстро найдут новую жертву, т.к. проблема не решается на всех уровнях.
Жертва школьного буллинга не может самостоятельно выйти из сложившейся ситуации и часто даже не может обратиться за помощью, потому очень важно чутко следить за любыми изменениями в поведении ребенка, особенно если до этого были случаи травли в этом классе или школе. Если на данный момент родители знают о травле чужого ребенка, то это не значит, что скоро жертвами не станут их дети, поэтому вмешиваться в развитие агрессивной ситуации необходимо, даже если она пока не имеет прямого отношения к вам.
В учреждениях социального развития Московской области работают профессионалы, если Вашему ребенку нужна помощь, запишитесь на консультацию к специалисту! Телефон горячей линии 122 доб. 6.
Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8-800-2000-122.
Последние новости
Профилактика экстремизма: круглый стол в Московской области
Обсуждение вопросов безопасности и межнациональных отношений
Автоблогер задержан по подозрению в ДТП
Суд рассмотрит меру пресечения для задержанного в Одинцово.
Значение СНГ в современном мире
Парламентарий Артур Таймазов подчеркивает важность интеграции государств в рамках СНГ.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований