Исторический музей выставляет коллекцию драгоценных уборов икон
Выставка рассказывает, как менялся стиль и какие существовали основные техники: басма, скань, чеканка, перегородчатая эмаль.
Исторический музей выставляет коллекцию драгоценных уборов икон. Всё, что обрамляло, укрывало, защищало живописный образ – более сотни экспонатов. Антон Николаев изучил детали.
История христианского благочестия на Руси неразрывно связана с иконопочитанием, а оно, в свою очередь – с древней традицией украшения образов драгоценными окладами. Именно под этим ракурсом в Историческом музее предлагают посмотреть на коллекцию хранящихся здесь икон XV – XX веков. Выставка рассказывает, как менялся стиль и какие существовали основные техники: басма, скань, чеканка, перегородчатая эмаль. Это икона конца XVII века Богоматери "Знамение". Она повторяет знаменитую новгородскую святыню.
"Мы видим обилие гладкого фона в сочетании с отдельными накладками. Каждая накладка – это изображение святых, Богоматери, Спасителя. Все изображение по контуру унизано жемчугом", – пояснила автор выставки, заведующая отделом древнерусской живописи Государственного исторического музея Людмила Тарасенко.
По словам искусствоведов, украшение икон в древности было обязанностью князей. Кстати, и сами венцы, которыми обрамляли образа, это отсылка к предмету княжеского одеяния. "Упоминание о том, что построен храм, поставлены иконы и то-то, оковал князь золотым окладом, приложил золотую гривну или монисто. То есть это процесс во многих случаях почти что одновременный", – рассказала Людмила Тарасенко.
После революции драгоценные оклады сдирали с икон и продавали за границу на вес. В то же время, реставраторы и искусствоведы в начале XX века смогли оценить древнерусскую живопись именно после того, как были сняты ризы.
"Воспринимали, как нечто то, что мешает. Эти роскошные ризы, которые у нас здесь и представлены, что они мешают восприятию самого образа, мешают молитве. Это такой эстетский взгляд, он поздний. А если мы обратимся к первым векам христианства – Византии, мы поймём, что отношение-то было совершенно другое. Икона не воспринималась отдельно от того убранства, которое к ней прилагалось. Это убранство, как правило, было как дар, приношение Богу", – отметила Людмила Тарасенко.
В самом Историческом музее выставку тоже называют своеобразным даром к Рождеству Христову, подобно тому дару, который принесли младенцу волхвы. Кстати, иконы в древности украшали и вот такими привесками – в благодарность за исцеление.
Последние новости
«Ёлка желаний»: мечты королёвских детей исполнили сотрудники городского предприятия ЦНИИмаш
В рамках всероссийской акции «Ёлка желаний» руководство и сотрудники одного из крупнейших градообразующих предприятий АО «ЦНИИмаш» исполнили новогодние желания одиннадцати королёвских ребят из семей,
Как подготовить частотный преобразователь к отправке в сервисный центр: пошаговая инструкция
Пошаговое руководство по безопасной и быстрой отправке частотного преобразователя в ремонт
Депутаты проверили завершение работ по благоустройству территории по улице Куйбышева
В рамках федерального партийного проекта партии «Единая Россия» «Городская среда» проведена проверка благоустройства территории по улице Куйбышева.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований